Как управлять финансами на разных этапах «жизни» компании

Как управлять финансами на разных этапах «жизни» компании

Любая компания проживает свою «жизнь» от идеи и зарождения до роста и зрелости, а нередко, и спада. И для того чтобы ваш бизнес рос и развивался «здоровым», на каждом из этих этапов нужно уметь грамотно управлять финансами. О том, как это делать, и поговорим в этой статье.

Подготовительный этап — зарождение идеи

На этом этапе будущий собственник компании только вынашивает идею предстоящего бизнеса: рассматривает варианты, изучает целевую аудиторию, продумывает, сколько денег ему понадобится и т.д.

Для того чтобы грамотно спрогнозировать все предстоящие расходы и доходы, очень рекомендуем составить финмодель. Она поможет правильно оценить бизнес-идею с точки зрения финансов и понять, сколько на самом деле нужно денежных средств на открытие и первичное функционирование компании. Да, и вообще, стоит ли открывать именно этот бизнес, будет ли это выгодно и прибыльно.

Этап № 1. Зарождение бизнеса

На данном этапе владелец компании только начинает свой бизнес: вкладывает деньги в аренду офисных помещений и складов, закупает оборудование, занимается поиском клиентов, налаживает продажи и т.д. Что можно сделать для того, чтобы правильно контролировать и использовать свои финансы?

Следовать простым правилам:

  • Экономия. Открытие бизнеса — не время жить на широкую ногу. Хорошо изучите предложения поставщиков, промониторьте цены на аренду, проанализируйте рекламные площадки и т.д.. Так, вы сможете значительно сократить расходы, а вложения окупятся быстрее.
  • Сопоставление планов и реальности. Даже при самом качественном планировании, реальность может отличаться от плана. Поэтому нужно вдумчиво корректировать свои действия.
  • Разделение личных денег и финансов компании. Никогда не смешивайте личные денежные средства и деньги бизнеса, ни на этом этапе, ни вообще. Если этим грешить, то вы, как минимум, не будете понимать, приносит ли компания прибыль, а как максимум, заведете ее в долги или того хуже доведете до банкротства.

Этап № 2. Рост и развитие компании

На данной стадии «жизни» вашего бизнеса у вас уже будут свои клиенты, увеличатся продажи, сформируется команда, но расслабляться не стоит. Какие нюансы и проблемы стоит учесть:

  • Рост выручки не всегда означает рост прибыли. Важно оценивать соотношение выручки и прибыли. Нередко у компаний с ростом выручки растут и затраты на обеспечение бизнеса, а прибыли практически не остается или даже можно уйти в минус.
  • Систематически не хватает денежных средств. Если ваша компания растет слишком быстро, денег может не хватать. Для того чтобы понять, прибыльный ваш бизнес или нет, нужно вести управленческий учет. Такой его инструмент, как, к примеру, платежный календарь поможет не попадать в кассовые разрывы.
  • Появилась необходимость взять кредит. Если вы собираетесь взять кредит на потребности бизнеса, важно просчитать, принесет он вам прибыль или еще больше загонит в долги. Сравните рентабельность активов компании со ставкой по кредиту. Если рентабельность выше, значит, кредит, с большой долей вероятности, пойдет вам на пользу. Но, если ниже, такой заем может уничтожить компанию.

Этап № 3. Зрелый бизнес

У вас налажены все бизнес-процессы, достаточно клиентов, сотрудники работают слаженно и эффективно. Не останавливайтесь. Всегда можно что-то усовершенствовать. Как работать с финансами на данном этапе?

  • Займитесь бюджетированием. Разработайте четкий план расходов и доходов. Назначьте ответственных за его выполнение сотрудников. Сверяйте плановые финансовые показатели с фактическими и анализируйте отклонения от плана. Так, вы будете гораздо эффективнее контролировать денежные потоки компании.
  • Снижайте расходы. Задумайтесь над тем, каким образом вы можете снизить расходы. Один из лучших способов — внедрение CRM. Качественная CRM-система, подходящая под ваши задачи, сделает работу компании быстрее и эффективнее.
  • Создайте резервные фонды. Финансовая подушка безопасности должна быть у любой компании. Вы можете создать резервный фонд на развитие бизнеса, на случай кризиса или любой другой, отвечающий вашей ситуации и целям.

Этап № 4. Спад

Если у вас необоснованно падает прибыль и растут расходы, с эти нужно что-то делать. Причин спада бывает множество. Как можно поправить ситуацию?

  • Сравните показатели прибыли по направлениям. Возможно от каких-то видов деятельности стоит отказаться в связи с их убыточностью.
  • Проанализируйте расходы компании. Возможно, у вас слишком «раздутый» штат сотрудников, простаивают пустыми склады, за которые вы платите аренду, или есть еще какие-то ненужные затраты.
  • Ищите новые возможности. Никогда не останавливайтесь: модернизируйте бизнес, развивайтесь, двигайтесь в ногу со временем.

На каком этапе «жизни» ни находилась бы ваша компания, финансово-управленческий учет поможет грамотно управлять финансами на любом этапе. Brizo — это не просто CRM, а умный помощник в ведении управленческого учета и контроле финансов компании. Поэтому, если вы хотите работать с финансами грамотно во благо своего бизнеса, предлагаем вам для начала бесплатно познакомиться с Brizo CRM на протяжении пробного периода.

Поделиться в соцсетях

Читайте также