Многие предприниматели не понимают или не до конца понимают разницу между доходом, выручкой и прибылью. В этой статье поговорим о каждом из этих понятий
Выручка
Выручку еще называют оборотом или объемом продаж. Это деньги, которые ваша компания получает по основному виду деятельности за определенный период.
Допустим, вы продаете какие-то товары, и за месяц продали их на 200 тыс. рублей. Это и есть ваша выручка.
Есть 2 вида выручки:
Валовая. Выручка до вычета всех обязательных взносов (акцизов, налогов).
Чистая. Выручка после уплаты всех обязательных платежей.
Доход
Доход вашей компании — это выручка + внереализационные (вспомогательные) поступления за определенный период.
Важно! Доходы это не абсолютно все поступления на счет вашей компании или в кассу предприятия. Некоторые поступления не признаются доходом (Приказ Минфина РФ № 32н).
Не признаются доходами:
обязательные платежи, которые вам перечислили юридические или физические лица (например, НДС);
авансы, предоплаты, задатки, если вы еще не выполнили свои обязательства;
возвраты займов, кредитов, которые вы выдавали юридическим или физическим лицам.
Доходы любой компании состоят из двух основных частей:
Денежные средства, полученные компании от основного вида деятельности.
Другие поступления. Это деньги, которые ваша компания заработала не основной деятельностью. Например, сдача в аренду части складских помещений.
Прибыль
Прибыль компании это разница между поступлениями и выплатами (доходами и расходами).
В бухгалтерском учете прибыль классифицируется по-разному. Она может основываться на источниках поступлений, быть распределенной и нераспределенной, облагаемой и необлагаемой налогом.
В управленческом учете все гораздо проще. Для понимания структуры прибыли достаточно знать о таких ее четырех видах:
Валовая прибыль. Это выручка минус себестоимость товаров/услуг. В этом виде прибыли никакие другие затраты не учитываются.
Операционная прибыль. Это валовая прибыль минус операционные расходы. Речь идет о затратах на основной вид деятельности компании (например, закупка сырья, аренда офиса и т.д.).
Балансовая прибыль (до уплаты налогов). Это операционная прибыль + внереализационные доходы - внереализационные расходы. То есть, нужно вычесть затраты, которые напрямую не связаны с основной деятельностью компании, например, % по займам.
Чистая прибыль. Это те денежные средства, которые останутся у вас на счетах после вычета абсолютно всех расходов, включая налоги и сборы.
Резюме
Подводя итог, можем сказать, что:
Выручка — оборот по тому виду деятельности, ради которой вы создавали компанию.
Доход — все поступления, как от основной, так и от дополнительной деятельности компании, за исключением тех поступлений, которые доходом не считаются согласно действующему законодательству.
Прибыль — это те денежные средства, которые остаются у вас после выполнения всех обязательств (перед поставщиками, сотрудниками, клиентами, государством).
Доход, выручка, прибыль, другие показатели эффективности бизнеса и Brizo CRM
Выручка, доход и прибыль — очень важные показатели. Они демонстрируют, откуда к вам поступают денежные средства, куда уходят, и что у компании остается в итоге. Они помогают определить и проанализировать эффективность бизнеса, вовремя вносить нужные изменения в деятельность компании, например, отказываться от лишних затрат или неприбыльных проектов.
В общем же, чтобы вы принимали верные управленческие решения, а ваш бизнес процветал, четкого понимания элементарных понятий мало. Нужна хорошо налаженная система управленческого учета, которая поможет всегда держать в поле зрения все показатели эффективности бизнеса, вовремя и с удобством их анализировать. В этом вам поможет Brizo — CRM с финансово-управленческим учетом.
Brizo CRM — это не просто удобная система построения системных продаж, а и отличный инструмент для автоматизированного ведения управленческого учета. Достаточно один раз правильно настроить систему, в чем вам с радостью помогут наши специалисты, и вы будете контролировать свои финансы грамотно и эффективно. Brizo автоматически:
построит отчет о движении денежных средств;
сформирует отчет о прибылях и убытках;
спрогнозирует кассовые разрывы и наглядно визуализирует их на графике;
предоставит данные по разным срезам (финансы по контрагентам, менеджерам, этапам воронки продаж).
Также в Brizo есть удобный платежный календарь, возможность работать с финансами прямо в карточках сделок, отслеживать все поступления, выплаты, прибыль и рентабельность проектов в пару кликов в тех же карточках и много других полезных инструментов и функций.
Попробуйте не просто CRM, а умного помощника, который умеет считать деньги. Пробный период 14 дней с полным функционалом — бесплатно.