Все о резервных фондах: как и зачем их создавать и откуда брать деньги

Все о резервных фондах: как и зачем их создавать, откуда брать деньги и на что тратить

Любой компании нужна финансовая подушка безопасности, особенно в кризисные времена. Что такое резервные фонды, как их создавать и для каких целей, поговорим в этой статье

Резервный фонд компании — это не что иное, как «заначка». Копилка, в которую вы откладываете денежные средства на определенные цели. В зависимости от потребностей вашего бизнеса, вы можете создать один резервный фонд или сразу несколько. Это могут быть фонды:

  • На развитие компании. Тут, вы можете аккумулировать денежные средства на масштабирование бизнеса (расширение производства, открытие новых торговых точек, филиалов и т.д.).
  • На модернизацию оборудования. Здесь можно собирать деньги на закупку нового оборудования.
  • На обучение сотрудников. Это могут быть средства на разнообразные тренинги и обучающие программы для персонала.

Резервные фонды позволяют решать запланированные бизнес-задачи, а также помогают с минимальными потерями пережить тяжелые времена в случае наступления кризиса, внезапного уменьшения прибыли и других проблем.

Откуда брать деньги для формирования резерва

Средства для резервных фондов берутся из чистой прибыли компании. Как правило, на время формирования фонда, устанавливается конкретный процент от прибыли, который периодически перечисляется в фонд (каждую неделю, месяц или квартал). Важно, чтобы это были деньги, не предназначенные на содержание бизнеса, потому что, если вы будете залезать в эти расходы, то собственноручно можете спровоцировать кризис в вашей компании.

На какой период должно хватить денежных средств из резервного фонда

Конечно, чем дольше, тем лучше, но без фанатизма. В основном, компании создают резервы денежных средств в таких объемах, чтобы бизнес мог спокойно просуществовать от трех месяцев до полугода при условии, что прибыль будет равна нулю.

Как хранить и на что тратить резервные деньги

В идеале ни на что не тратить, на то они и резервные сбережения. Потратить эти средства можно только, если:

  • вы накопили достаточно денег для реализации тех задач, ради которых и создавался резервный фонд;
  • ваш доход внезапно сильно упал и вам нужны деньги для стабилизации финансовой ситуации в компании.

Хранить резервные средства нужно так, чтобы иметь к ним быстрый доступ. Для этого подойдет обычный депозитный счет с возможностью пополнения и снятия средств. Конечно, деньги должны работать, но не в этом случае. Если сегодня вы их вложите, например, в ценные бумаги, а завтра случится какой-нибудь кризис и они вам понадобятся, быстро вернуть средства вряд ли получится, а если получится, то это может привести к финансовым потерям.

Как создать резервный фонд: алгоритм действий

Резерв денежных средств создается в несколько этапов:

1. Рассчитайте требуемый размер резерва. Посчитайте ежемесячные расходы бизнеса на обеспечение его жизнедеятельности (аренда, зарплата сотрудникам, налоги и т.д.). Умножьте эту сумму на 6 (если хотите создать фонд, который поможет вам пережить кризис длиной в полгода). Если фонд создается под конкретные цели, посчитайте сколько нужно денег для их достижения.

2. Определите, какой процент средств вы будете переводить в резервный фонд. Тут все индивидуально и зависит от вида деятельности компании, размеров и структуры вашей прибыли. Например, если ваш доход стабилен в течение года, можно отчислять на резерв одинаковый процент ежемесячно, допустим, 10 %. Если ваш бизнес имеет ярко выраженную сезонность, то в «хорошие» месяцы можно отчислять и больший процент, чтобы в будущем перекрыть потребность в денежных средствах в «плохие» месяцы.

3. Определитесь, где вы будете хранить резервные деньги. Как мы уже говорили, больше всего для этого подойдет депозитный счет с правом пополнения/снятия в надежном банке. Так, ваши резервные средства всегда будут под рукой, и вы сможете оперативно ими воспользоваться в случае необходимости.

4. Начните наполнять резервный фонд деньгами. Тут очень важно правильно посчитать чистую прибыль компании. И без финансово-управленческого учета здесь никак. Потому что нередко бывают ситуации, когда по отчетам прибыль у вас есть, а по факту на счетах ее нет. Нужно рассчитать соотношение чистой прибыли и выручки, понять какой процент от общего денежного потока есть прибыль, и тогда вы сможете определить процент, который будете отчислять в резерв. С этим вам может помочь Brizo CRM. Наша система содержит в себе отличные инструменты управленческого учета, такие, как платежный календарь, ОПиУ, ДДС и другие, что помогут вам не ошибиться в расчетах.

5. Адекватно оценивайте обстоятельства. Тратить деньги из резерва можно только в случае крайней необходимости. Поэтому, если у вашей компании возникли проблемы, не хватайтесь сразу за свою «копилку». Возможно, исправить ситуацию можно и другим способом.
Что в итоге
  • Резервный фонд — это ваша копилка на конкретные цели или на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств.
  • Резерв формируется с чистой прибыли путем систематического отчисления определенного процента.
  • Хранить резервные средства нужно так, чтобы ими можно было быстро воспользоваться в любое время.
  • Тратить фонд можно только в самых крайних случаях.

Вот, вроде бы, и все, вкратце, о резервных фондах. Создавайте подушку безопасности вашей компании грамотно, и в этом вам всегда поможет Brizo CRM — умный помощник, который умеет считать деньги.
Оцените контроль над финансами и продажами с Brizo CRM
Анализируйте прибыль, а не только выручку
Бесплатный полный доступ на 7 дней

Поделиться в соцсетях

Читайте также