Платежный календарь – ваше лекарство от кассовых разрывов

Платежный календарь – ваше лекарство от кассовых разрывов

Об основных функциях и задачах, преимуществах и недостатках платежного календаря; о том, как его составлять и вести, и как он помогает не попадать в кассовые разрывы, поговорим в этой статье.

Платежный календарь (ПК) — основной инструмент оперативного управления финансами компании. Это плановый финансовый документ, который обеспечивает ежедневное управление поступлениями и выплатами денежных средств.

Платежный календарь: основные функции и задачи

ПК представляет собой перечень доходов и расходов компании по датам. Как правило, он составляется на месяц и позволяет видеть ситуацию с финансами компании за каждый день.

Платежный календарь помогает отвечать на такие вопросы, как, к примеру, будут ли у вас деньги на выплату зарплаты сотрудникам 1 числа, сможет ли предприятие заплатить поставщику вовремя, когда ожидается оплата товаров и услуг от контрагентов и т.д.

Основные функции ПК:

  • прогнозирование кассовых разрывов;
  • планирование выполнения обязательств;
  • формирование видения, когда компании понадобятся денежные средства, и что нужно предпринять для их получения.

Благодаря платежному календарю можно:

  • свести прогнозы поступлений/выплат (пессимистический, реалистический, оптимистический) к одному реальному заданию по формированию денежных потоков компании в рамках одного месяца;
  • максимально синхронизировать входящие и исходящие денежные потоки, сделать денежный оборот компании более эффективным;
  • правильно определить приоритетность платежей в зависимости от их влияния на итоговые результаты финансовой деятельности бизнеса;
  • максимально обеспечить необходимую ликвидность денежного потока, то есть платежеспособность бизнеса на краткосрочный период;
  • включить управление денежными потоками компании в систему оперативного мониторинга и контроля финансовой деятельности.

Плюсы и минусы платежного календаря

Внедрив ПК на своем предприятии вы получите следующие преимущества:

  • возможность прогнозировать финансовое состояние бизнеса;
  • повышение прозрачности процессов управления поступлениями и выплатами компании;
  • увеличение гибкости управления финансами и обоснованности финансовых решений;
  • оптимизация кредитной политики предприятия;
  • повышение уровня надежности и доверия к компании со стороны инвесторов и кредиторов.

Платежный календарь отличается высокой точностью данных и позволяет прогнозировать кассовые разрывы «прицельно», до дня.
Кроме того, это очень гибкий инструмент, в ПК можно вносить изменения хоть каждый день и это абсолютно нормально.

Среди минусов данного финансового инструмента можно назвать необходимость иметь точные даты и суммы всех платежей. Без этих данных календарь будет неактуальным. Кроме того, ПК требует постоянной корректировки и внесения больших массивов данных.

Главная цель платежного календаря — формирование графика движения денег на короткий период, таким образом, чтобы гарантировать своевременные выплаты по обязательствам, минимизировать излишки денежных средств на счетах компании и избежать кассовых разрывов.

Важно! Содержание ПК может разнится в зависимости от особенностей деятельности компании и запросов пользователей финансовой информации, но он обязательно должен содержать информацию о поступлениях/выплатах, плановых остатках денежных средств, как правило, с разделением по источникам и разбивкой по дням.

Составляем платежный календарь

Как создать платежный календарь:

1. Делаем шаблон. Этот пункт можно смело пропускать, если вы пользователь Brizo. В нашу CRM-систему уже встроен удобный платежный календарь, который автоматически прогнозирует кассовые разрывы и наглядно визуализирует их на графике.

Платежный календарь Brizo находится в разделе “Финансы”, где все транзакции компании можно представить в виде платежного календаря.
В платежном календаре Brizo отображаются все поступления, выплаты, а также прибыль и рентабельность сделок.

Срезы данных по этим показателям можно получать по статьям, счетам, видам деятельности и ответственным.

Информацию можно просмотреть за день, месяц и квартал.

При необходимости поступления и выплаты можно отфильтровывать по разным признакам при помощи строки “поиск и фильтр”.

Кассовые разрывы визуализируются вверху экрана в разделе «Финансы» при представлении транзакций списком.
Вот так удобно в Brizo CRM реализован такой важный финансовый инструмент, как платежный календарь.

2. Собираем информацию.

Данные для ПК нужно запросить у подразделений компании и ответственных. Вам понадобятся:
  • Данные о поступлениях (плановые поступления оплаты от клиентов/заказчиков, доход от сдачи в аренду имущества и т.д.) с указанием схемы работы: предоплата, постоплата, рассрочка.
  • Данные о выплатах (плановые закупки сырья, аренды офисных помещений и складов, оплата коммунальных услуг, зарплаты сотрудникам и т.д.).

3. Вносим в платежный календарь данные о доходах и расходах.

  • Доходы. В случае, если у вашего контрагента есть отсрочка платежа, планировать поступление денег стоит на последний день, указанный в договоре. Это поможет избежать кассового разрыва. В отраслях, где сориентироваться по условиям договора невозможно (например, розничная торговля) можно брать во внимание данные предыдущих периодов.
  • Расходы. Выплаты можно поделить на обязательные/срочные, обязательные/несрочные, все остальные. Срочные расходы нужно сразу вносить в ПК, несрочные можно планировать с учетом поступления денежных средств от контрагентов.
Все это очень удобно делать в Brizo.

4. Определяем даты кассовых разрывов.

Для определения дат кассовых разрывов нужно посчитать ежедневные остатки по счетам нарастающим итогом. В Brizo этого делать не нужно, система производит вычисления в автоматическом режиме и наглядно визуализирует даты предполагаемых кассовых разрывов на графике.

Прогнозы кассовых разрывов и способы их избежать

Фиксировать информацию о запланированных поступлениях и выплатах нужно ежедневно. Кроме того, необходимо систематически отслеживать остатки денежных средств и не допускать просрочек платежей. Все новые данные нужно вносить сразу, это поможет максимально точно спрогнозировать кассовый разрыв. А чтобы его избежать, вы можете:

  1. Поработать над ускорением/увеличением поступлений.

  • провести переговоры с контрагентами об ускорении оплаты за товары и услуги;
  • провести распродажу товара;
  • сдать в аренду невостребованные помещения или оборудование;
  • воспользоваться механизмом факторинга для быстрого получения денежных средств;
  • взять кредит или овердрафт.

2. Постараться добиться отсрочки выплат

  • провести переговоры с поставщиками о переносе даты оплаты или рассрочке;
  • поставить в приоритет те обязательства (платежи), невыполнение или несвоевременное выполнение которых грозит серьезными потерями.

Использование платежного календаря в вашей компании позволит оперативно и грамотно планировать финансы, контролировать их состояние и не попадать в кассовые разрывы. ПК наглядно визуализирует полную картину движения денежных средств. А автоматизированный платежный календарь в Brizo CRM - это самый удобный его формат.

Поделиться в соцсетях

Читайте также