Ключевые финансовые показатели бизнеса: на что обращать внимание в отчетах и зачем

Ключевые финансовые показатели бизнеса: на что обращать внимание в отчетах и зачем

Для того чтобы не попадать в кассовые разрывы, эффективно развивать свою компанию и систематически выводить деньги на себя без ущерба для бизнеса, нужно научиться грамотно работать с финансами и регулярно отслеживать ключевые финансовые показатели вашей деятельности. О цифрах, которые актуальны для всех компаний поговорим в этой статье.



Главные финансовые маркеры бизнеса: что означают и зачем анализировать

Сальдо на конец месяца

Этот показатель указывает на то, какую сумму можно потратить в первые же дни месяца, следующего за отчетным, не дожидаясь поступлений от контрагентов. Практически все расходы в бизнесе имеют определенные сроки. К примеру, есть точные даты выплаты заработной платы персоналу, перечисления аренды арендодателю и т.д. Если вы будете четко понимать, сколько денег у вас останется в конце месяца, то сможете спланировать свои расходы и избежать кассового разрыва.

Выручка

Данный показатель рассчитывается за удобный вам период (начиная с одного дня и заканчивая месяцем, кварталом, годом). Показывает, на какую сумму в отчетном периоде вы исполнили свои обязательства (поставили товар, предоставили услуги).

Важно! Выручка не показывает, сколько заработала ваша организация, но дает понимание, что происходит со спросом на ваш продукт, какое влияние ваши управленческие решения оказывают на количество денежных средств на счетах компании, какую долю рынка вы занимаете.

Чистая прибыль

Данный показатель указывает на то, сколько компания заработала за определенный период. Получение чистой прибыли — главная миссия бизнеса. Ее вы можете инвестировать в масштабирование компании, внести в резервный фонд, заплатить себе, как собственнику, «зарплату». Если не отслеживать этот показатель, то есть, не знать точно, сколько вы зарабатываете, вы не сможете грамотно развивать компанию и рискуете выводить на себя слишком много, что будет приводить к кассовым разрывам.

Соотношение поступлений и выплат

Этот показатель дает понимание того, увеличивается ли собственный капитал компании. Если поступлений больше, чем выплат, значит собственный капитал наращивается и предприятие обеспечено денежными средствами.

Точность планирования прибыли

Прибыль нужно планировать. Так вы создаете дорожную карту бизнеса, то есть, решаете для себя, сколько необходимо оказать услуг или продать товара, какими должны быть ваши расходы, чтобы остаться в плюсе и т.д. И совпадают ли ваши планы по получению прибыли с реальностью тоже надо отслеживать.

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования денежных средств и имущества, вложенного вами в бизнес. Если этот показатель падает, значит ваши вложения работают менее эффективно, чем раньше. По рентабельности собственного капитала вы, а также ваши инвесторы могут обоснованно принимать решения, вкладывать ли в компанию еще больше денег или не стоит.

Общий денежный поток

Общий денежный поток показывает сумму по всем видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная). Сюда входит выручка, кредитные средства, инвестиции. Этот показатель дает понимание, хватит ли вам денежных средств на цели, которые вы перед собой ставите (выполнение обязательств, развитие и прочее).

Операционный денежный поток

Данный показатель показывает, что происходит с теми деньгами, которые принимают участие в основной деятельности компании. Отслеживая операционный денежный поток, вы будете видеть соотношения поступлений и выплат каждого направления бизнеса.

К примеру, если в вашем интернет-агентстве разработка сайтов дает прибыли в 3 раза больше расходов, то эти денежные средства можно во что-то вложить. А если настройка сквозной аналитики убыточная, то нужно или делать услугу дороже или снижать ее себестоимость.

Расходы

Показатель расходов указывает на то, сколько вы тратите денег, чтобы ваш бизнес работал. Считать расходы нужно для того чтобы лучше планировать свой бизнес. С особым вниманием необходимо отнестись к постоянным расходам, так как они присутствуют даже тогда, когда компании работает в убыток.

Рентабельность по операционной прибыли

Данный показатель укажет, сколько вы получили прибыли после выплаты всех постоянных, а также переменных расходов.

Постоянные расходы всегда неизменны, к ним относится зарплата сотрудников, арендная плата и т.п.

Переменные расходы зависят от выручки, это затраты на закупку материалов и т.п.

Рентабельность по операционной прибыли позволит оценить эффективность управления операционной деятельностью компании. Если рентабельность снижается, значит в вашем бизнесе не все в порядке.

По данному показателю инвесторы сравнивают компанию с конкурентами, оценивают, насколько рискованно вкладываться в ваш бизнес, делают выводы о том, эффективно ли осуществляется управление компанией.

Рентабельность по чистой прибыли

Этот показатель показывает, сколько денежных средств остается на счетах компании после оплаты всех расходов, и отслеживать его нужно для того, чтобы контролировать эффективность бизнеса. Если в динамике рентабельность становится меньше, значит, что-то не так и пора разобраться, что именно.

Соотношение денежных средств и кредиторской задолженности

Этот показатель покажет, сколько вы должны денег, и сколько их у вас есть в наличии на данный момент. Его нужно отслеживать, чтобы не попасть в кассовый разрыв, или не попасть в суд за невыполнение своих обязательств перед контрагентами. Если кредиторская задолженность растет, а денег мало или их количество уменьшается, и первый, и второй вариант более, чем реален, поэтому нужно вовремя реагировать и исправлять ситуацию.

Собственный и заемный капитал

За этими показателями нужно следить чтобы понимать, есть ли у вас денежные средства на развитие бизнеса. Компания может существовать, как на ваши деньги, как собственника, так и на кредитные. Ваши деньги, то есть, собственный капитал, должен преобладать над суммой кредитов, то есть, заемным капиталом.

Если в вашем бизнесе заемных денег больше, чем собственных, значит ваша компания живет за них и от них зависит, и вы не можете развиваться так, как вам хочется. Потому что чистая прибыль будет уходить не в резервные фонды или на масштабирование, а на то, чтобы рассчитаться с долгами. Ваша задача — увеличивать собственный капитал и уменьшать заемный.

Рентабельность активов

Данный показатель указывает на то, сколько денег вам приносит имущество компании. Если он падает, или ОФ слишком много, или они стали приносить меньше денег, можно или продать часть не приносящих прибыль основных средств, или сдать в аренду, например, оборудование, склады, производственные площади и т.д.

Ключевые финансовые показатели бизнеса и Brizo CRM

Большинство перечисленных показателей можно посмотреть в основных управленческих отчетах — отчете о движении денежных средств (ДДС, Cashflow), отчете о прибылях и убытках (ОПиУ, P&L) и управленческом балансе.

ОПиУ и ДДС строится в Brizo CRM автоматически, кроме того в разделе «Аналитика» системы есть информативные финансовые отчеты по этапам воронки продаж, менеджерам, контрагентам.

Такие ключевые показатели, как поступления и выплаты, прибыль и рентабельность, вы можете увидеть не только в отчетах за определенный период, но и прямо в карточках ваших сделок во вкладке «Финансы».

С Brizo вам будет максимально удобно просчитывать и отслеживать финансовые показатели вашего бизнеса и принимать наиболее верные управленческие решения.


Читайте также