Тише едешь, дальше будешь: как быстрый рост может уничтожить ваш бизнес

Тише едешь, дальше будешь: как быстрый рост может уничтожить ваш бизнес

Для того чтобы развиться и расти, нужны время и грамотная подготовка. Если вы считаете, что быстрый рост компании — это отлично, вы заблуждаетесь. Стремительное развитие бизнеса без правильной подготовки может, в лучшем случае, привести к кассовым разрывам, а в худшем вообще к потере контроля над компанией и ее банкротством. Как этого не допустить, поговорим в этой статье

Кассовые разрывы

Кассовые разрывы — самый распространенный риск непродуманного масштабирования. Если вы не будете учитывать количество денежных средств, которые у вас есть, и темпы продаж, то деньги у вас закончатся в самый неожиданный и неподходящий момент.

Если вы потратите слишком много денег на рост, у вас не останется их на операционные расходы (сырье, коммунальные платежи, налоги, аренда и т.п.).

Что делать?

Самый простой способ не попадать в кассовые разрывы при масштабировании бизнеса — ведение платежного календаря. Так, вы сможете запланировать, сколько денег компания может потратить на развитие и увидеть, насколько вы готовы расти. Допустим, вы собирались увеличивать производство вдвое, но при грамотном планировании поняли, что денег вам хватить на рост только в 15 %.

В Brizo CRM встроен очень удобный платёжный календарь, который поможет вам без труда планировать все поступления и выплаты компании.

Кроме того, план продаж должен быть реалистичным. Разбираясь с тем, сколько товаров вы можете продать или услуг оказать, нужно руководствоваться предыдущим опытом и финмоделью, а не просто «хотелками» продать в два или три раза больше.

Нехватка производственных мощностей

Допустим, вы решили масштабироваться и вложили кучу денег в рекламные кампании в ожидании, что количество заявок увеличится вдвое. Вы уверены, что компания справится с таким потоком заявок?

Очень даже может получится так, что число заявок будет расти, а отдел продаж не будет успевать их обрабатывать, производство не будет успевать выпускать такое количество продукции, а логисты не потянут столько отгрузок товара.

В результате, вашим клиентам придется ждать своих заказов очень долго или такой непродуманный рост отразится на качестве товаров/услуг, что несомненно, негативно отразится на отношении заказчиков к вашей компании и продукту. К вам просто больше не обратятся.

Что делать?

Во-первых, нужно прикинуть загрузку при масштабировании. Оценить, хватит ли предприятию мощностей, чтобы качественно выполнять планируемое количество заказов. А если не хватит, то подумать что можно сделать, чтобы исправить ситуацию (закупить дополнительное оборудование, нанять еще сотрудников и т.д.).

Во-вторых, необходимо синхронизировать работу маркетологов, отдела продаж и производства. Речь идет о том, что если маркетинг начал приводить в два раза больше лидов, значит продажники должны быть готовы их вовремя обрабатывать, а производство — выпускать в два раза больше продукции без ущерба качеству.

На этом этапе вы поймете хватает ли вам:

  • менеджеров для обработки заявок;
  • денег для генерации лидов;
  • оборудования для выпуска продукции и т.д.

В-третьих, нужно понять, хватит ли вам кадров. Для масштабирования могут понадобиться дополнительные сотрудники и, возможно, вы не сможете их оперативно нанять.

Некоторые компании на этом этапе включают режим экономии, то есть, пытаются масштабироваться с теми же кадровыми ресурсами. Ни к чему хорошему это, как правило, не приводит. Сотрудники начинают работать в два раза больше, перерабатывают, устают и в результате просто увольняются. Поэтому во время роста бизнеса очень важно позаботится о том, чтобы персонал не выгорал. В этом плане лучше масштабироваться медленнее, чем попытаться совершить резкий рывок и в итоге потерять всю команду.

Попадание в финансовую зависимость

Ваш бизнес может расти:

  • за счет ваших собственных денег;
  • на кредитные денежные средства.

Первый вариант — это безопасный, но более длительный рост. В худшем случае вы потеряете только свои деньги. Второй вариант — более быстрое масштабирование, но с риском попасть в финансовую зависимость. Тут, если вы не справитесь со своими обязательствами перед банком, самый худший вариант — ваша компания может перейти к кредиторам, а вы еще и останетесь должны.

Что делать?

В первую очередь оценить риски и подумать, как вы будете расплачиваться за взятый кредит, если все пойдет не так.

Идеальный вариант — вложиться в масштабирование, как своими деньгами, так и заемными средствами.

Во-вторых нужно обязательно вести учет заемных средств: кому, когда и сколько вы должны выплатить процентов, когда отдать тело кредита и т.д.

Неразбериха в бизнес-процессах компании

Когда вы развиваете свой бизнес, то, как правило, одновременно запускаете много бизнес-процессов:

  • пытаетесь увеличить число заявок;
  • внедряете систему контроля качества продукции;
  • увеличиваете объемы производства и т.д.
Если вы не будете отслеживать, какие процессы запущены и на каком этапе реализации они находятся, то можете прийти к ситуации, когда компания что-то делает и делает много, но ничего не доводит до конца.

Что делать?

Ведите учет всех крупных задач для того, чтобы четко понимать на какой стадии выполнения каждая из них. Речь идет о таких задачах, как, например, описание бизнес-процессов, построение отдела продаж, внедрение CRM и т.д. Назначьте ответственных за эти задачи. Контролируйте результаты.

Потеря контроля над компанией

Если вы растете слишком быстро, так же быстро усложняется организация бизнеса.

Например, у вас был один магазин, а стало сразу десять. Раньше большую часть работы вы, как собственник, выполняли сами (реклама, учет расходов, контроль продаж и прочее) и держали все под своим контролем, а теперь вы физически не можете все это делать для сети из десяти торговых точек. Начинаются проблемы, такие, как, например, воровство, нарушение производственных технологий, быстрый рост затрат. Система управления бизнесом стала более сложной, а вы уже не в состоянии все контролировать. Результат может быть крайне плачевным: упадок, долги и в конце концов банкротство.

Что делать?

В первую очередь описать все бизнес-процессы компании: как, кто, что делает и за что отвечает. Без регламентов системно масштабироваться не получится, с ними же вы обеспечите четкость всех процессов при росте.

Второй, крайне важный шаг, — внедрение финансово-управленческого учета. Такой учет нужен собственнику для того, чтобы понимать:
  • сколько бизнес зарабатывает денег;
  • приносит ли вообще прибыль компания;
  • как ведет себя денежный поток и не попадаете ли вы в кассовые разрывы;
  • сколько денег вы, как собственник, можете выводить на себя;
  • есть ли у вас резервы на различные нужды и многое, многое другое.
Без ответов на эти вопросы вы не сможете адекватно, оптимально расти и развиваться.

А для того, чтобы получить ответы, попробуйте протестировать Brizo CRM. 14 дней бесплатного пробного периода с доступом к полному функционалу. Наша CRM с финансово-управленческим учетом откроет вам глаза на реальное положение дел в вашей компании, поможет систематизировать продажи, привести в порядок финансы и системно масштабироваться.

Поделиться в соцсетях

Читайте также