Оценка эффективности бизнес-процессов, продуктивности использования ресурсов компании, прогнозирование прибыли, доходности инвестиций, перспектив стартапа или уже работающего бизнеса - все это невозможно без расчета показателя рентабельности.
Если вас интересует эффективность вашей компании, то, насколько продуктивно она использует деньги, продукцию, персонал, прочие материальные/нематериальные активы, вы должны считать рентабельность. Ее можно рассчитывать, как отдельно по активам, сделкам, проектам, направлениям, так и по бизнесу в целом.Зачем считать рентабельность?Ее используют для того, чтобы:
• оценить эффективность бизнес-процессов, использования ресурсов компании;
• спрогнозировать прибыль, доходность инвестиций, перспективы бизнеса в будущем;
• сравнить себя с конкурентами.
Рентабельность выражается в чистой прибыли/убытке за конкретный период. Если совсем просто, то рентабельность показывает прибыль от каждого рубля, который вы вложили в бизнес. Итак, без расчета рентабельности не обойтись, если вы хотите:• составить бизнес-план и оценить целесообразность денежных вложений в проект;
• спрогнозировать отдачу от стартапа для инвесторов;
• вычислить допустимый диапазон цен, сравнить их с конкурентами;
• спрогнозировать выручку для определенного периода;
• определить реальную стоимость компании перед продажей.
Для того чтобы оценить рентабельность объективно, экономические показатели нужно анализировать в динамике за различные периоды времени. Растущий коэффициент говорит о рентабельности бизнеса, уменьшающийся об убыточности предприятия.
Существует понятие порога рентабельности или точки безубыточности. Это минимальная прибыль, покрывающая ваши расходы.
Факторы, влияющие на рентабельностьДля того чтобы контролировать и увеличивать показатель рентабельности, собственнику нужно принимать во внимание факторы, которые оказывают на него влияние. Они бывают внешними и внутренними.Внешние факторы• налоги;
• колебания спроса на ваши товары или услуги, к примеру, в зависимости от сезона;
• экономическая ситуация в государстве или отдельном регионе;
• политическая ситуация;
• санкции;
• уровень конкуренции в нише.
На внешние факторы повлиять практически невозможно, если шанс оптимизировать налоги еще есть, то повлиять на общеэкономическую ситуацию в стране или отменить санкции не получится.
Внутренние факторы• качество товаров/услуг;
• цены;
• объемы производства;
• уровень подготовки сотрудников;
• эффективность маркетинга;
• логистика;
•
имидж компании и пр.На внутренние факторы вы и ваша команда можете и должны влиять в положительном ключе, так как некачественная внутренняя организация бизнеса может спровоцировать низкую рентабельность даже, если внешние факторы удачные.
Какие данные нужны для расчета рентабельностиДля объективной оценки рентабельность бизнеса или каких-либо отдельных активов, необходимо учитывать множество показателей.
Для расчетов понадобятся данные о выручке и прибыли, расходах и доходах, капитале, материальных и нематериальных активах. Вся эта информация есть в финансовой, бухгалтерской, налоговой отчетности и позволяет определять общие показатели.
Для более углубленного анализа потребуются детализированные данные из той области, для которой будут производиться расчеты.
К примеру, для расчета рентабельности товара нужны данные о его себестоимости и прибыли от продаж.
Как посчитать рентабельностьРентабельность - это коэффициент, который выражает отношение прибыли к тем ресурсам, что были вложены для того, чтобы эту прибыль получить.
Рентабельность может выражаться в конкретной величине прибыли на единицу вложенного ресурса, но чаще ее считают в %.
Общая формула рентабельности - это отношение прибыли к тому ресурсу, рентабельность которого мы определяем.