Самый важный показатель бизнеса — какой он?

Какой показатель бизнеса можно считать самым важным? Прибыль? Или какой-то другой? Поговорим об этом в нашей статье


На вопрос, какой показатель для бизнеса самый важный, большинство предпринимателей ответит — прибыль. И будут правы. Но, только частично. Прибыль действительно важнейший показатель, ведь ради нее, по сути, и организовывают бизнес. Но как понять, что прибыль у вас хорошая? Например, 10 % или, допустим, 300 тыс. чистой прибыли — это много или мало? А может для оценки эффективности бизнеса нужно рассматривать какие-то другие показатели?


Рентабельность, как показатель эффективности бизнеса

Говорить о том, нормальная прибыль, большая или маленькая, с точки зрения абсолютных значений, не совсем правильно. В этом случае, мы просто полагаемся на субъективное мнение: кому-то 200 тыс. нормально, а кому-то 2 млн. мало.

Если мы хотим просчитать эффективность бизнеса, то тут нужно смотреть не на абсолютное значение прибыли, а на показатель рентабельности по чистой прибыли. И даже тут речь будет идти об операционной эффективности, а не финансовой.

Если относится к собственнику бизнеса, как к инвестору, то в этом случае его должна больше всего интересовать финансовая эффективность компании.

Для владельца предприятия его бизнес — это просто то, во что были вложены денежные средства, и поэтому логично бы было рассматривать бизнес, как один из финансовых инструментов, и сравнивать его с другими возможностями.

Бизнес — это не только вложенные на старте и добавленные в процессе работы денежные средства.

Сделки приносят прибыль, которая распределяется, либо на дивиденды, либо на увеличение активов. Поэтому нужно смотреть на размер собственного капитала.

Собственный капитал — это разница между активами (денежные средства, товарные запасы, основные фонды, дебиторка и т.д.) и пассивами (задолженность по займам, обязательства перед поставщиками и прочее).

Если вы знаете свою годовую чистую прибыль и среднегодовой собственный капитал, то можете просчитать один из самых важных показателей результатов работы вашей компании — ROE (рентабельность собственного капитала).
Для упрощения понимания, рентабельность собственного капитала можно представить в виде дохода от размещения депозита в банке.

Представьте, что вы «достали» весь свой капитал из бизнеса и положили его на депозит в банк под 5 % годовых. Если рентабельность собственного капитала в вашем бизнесе не выше доходности от банковских процентов, то нужен ли такой бизнес, и возможно, вы что-то делаете не так.

ROE — очень полезный экономический показатель, который дает возможность достаточно точно оценить эффективность бизнеса. Но, есть еще более точный показатель — отношение выплаченных дивидендов к собственному капиталу.


Отношение выплаченных дивидендов к собственному капиталу

Этот показатель поможет вам, как собственнику, оценить эффективность бизнеса, как актива.

Эффективность бизнеса как актива (ЭБА), можно рассчитать по формуле:
С учетом всех рисков и особенностей бизнеса как актива, его эффективность должна быть, как минимум, в 3-4 раза больше обычного депозита в банке.


Оценка эффективности бизнеса в Brizo CRM

Для того чтобы видеть финансовую картину вашего бизнеса в целом, оперативно и точно рассчитывать различные важные экономические показатели, одного бухгалтерского учета мало. Потому что бухгалтерский учет — это не об управлении бизнесом и не о взгляде в будущее, это об отчетности за прошлое и налогах государству.
Вам нужна полноценная система управленческого учета и отчетности, которая поможет вам, как руководителю, правильно оценивать эффективность вашего бизнеса и своевременно принимать оптимальные управленческие решения.

Brizo — это CRM с финансово-управленческим учетом. В нашем сервисе вы можете не только выстроить системные продажи и вывести коммуникации с клиентами на совершенно новый, более качественный уровень, но и построить систему управленческого учета компании.

Для этого в Brizo CRM есть множество полезных финансовых инструментов. Например, такой важный показатель эффективности бизнеса, как рентабельность, всегда у вас на виду. Вы можете смотреть прибыль и рентабельность по каждой сделке, проекту, направлению и деятельности в целом.

В каждой карточке сделки можно удобно работать с финансами, не переключаясь на другие разделы, видеть все плановые и фактические поступления и выплаты, а также прибыль и рентабельность сделки.

Также Brizo CRM автоматически строить P&L (отчет о прибылях и убытках) — информативный управленческий отчет с показателями выручки, прямыми и косвенными расходами и доходами, показателями валовой прибыли и рентабельности, EBITDA за период.
Кроме того, в Brizo вы можете:

  • вести Платежный календарь;
  • видеть движение денег компании в отчете о движении денежных средств (Cashflow);
  • оценивать риски кассовых разрывов, которые просчитываются автоматически и визуализируются на графике;
  • оценивать работу с финансами менеджеров;
  • видеть свои финансы по каждому из контрагентов и многое другое.
Оценить все возможности Brizo CRM можно на протяжении бесплатного пробного периода, который длиться 14 дней и дает доступ к полному функционалу системы.