Бизнесу не хватает денег, надо что-то делать. Как урезать расходы компании без ущерба для бизнеса поговорим в этой статье.
Если вашему бизнесу не хватает денег, вы начинаете думать, где их взять. На ум, как правило, приходит два варианта: увеличить доходы или уменьшить расходы, а лучше и то и другое одновременно. Рост выручки - это далеко не всегда рост прибыли. Поэтому в попытках получить «лишние деньги» первым способом, благодаря увеличению оборота, не нужно забывать о расходах, которые вы понесете по новым проектам/сделкам, поэтому нужно хорошо просчитать, стоит ли овчинка выделки.
А вот уменьшить расходы без ущерба для бизнеса можно. Главное не резать затраты бездумно.
Что делать, чтобы аккуратно оптимизировать расходы, не навредив прибыли?План действий, приблизительно, такой:
1. Составьте перечень всех затратВполне хватить данных за 6 месяцев. Желательно разбить расходы по направлениям деятельности, чтобы увидеть четкую картину, а не сборную солянку:
• операционные - расходы на основную деятельность (выплаты поставщикам товаров и услуг, зарплата сотрудникам и т.д.);
• инвестиционные - расходы, связанные с приобретением и выбытием долгосрочных активов и прочих инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам (инвестиции в основные средства, разработку и приобретение нематериальных активов, приобретение ценных бумаг, ссуды другим предприятиям, своим сотрудникам и т.п.);
• финансовые - расходы, связанные с изменением величины и структуры собственного капитала, а также заемных средств компании (например, выплаты по кредитам).
Данные можно взять из 1С, Excel или CRM-системы. Так, вы сможете увидеть общую картину расходов компании, выявить мелкие и нецелесообразные статьи затрат, которые при суммировании вполне могут генерировать большие убытки и при этом не влиять на прибыль.
2. Разбейте расходы на группыКак правило, получаются такие группы: расходы хозяйственные, представительские, на рекламу, связь и IT, зарплата сотрудникам. Не создавайте группу «Прочие затраты», ее сложно проанализировать, дайте группе четкое название, даже если там будет одна статья затрат.
3. Изучите постоянные расходыПроанализируйте, какие затраты, не связанные с продажами, вы можете урезать: аренда офисных помещений, интернет, фиксированные зарплаты. Можно спокойно перевести сотрудников на удаленку, снять офис поменьше, поменять интернет-провайдера, потому что эти расходы не влияют на прибыль.
4. Проанализируйте переменные расходыИзучите, какие затраты, связанные с продажами (выплаты поставщикам, услуги подрядчиков и т.д.) можно оптимизировать. Например, договорится о более выгодных для вас условиях с существующими партнерами или найти новых.
5. Просчитайте стоимость привлечения лидовЦены на рекламу на разных площадках меняются постоянно. За этим нужно следить и понимать, сколько стоит привлечение лида и сколько ваша компания зарабатывает на клиентах (средний чек минус стоимость привлечения и другие переменные затраты).
10+ способов сэкономить деньги и не навредить бизнесу1. ПоставщикиСистематически анализируйте ваши договоренности с поставщиками. Попробуйте договориться о предоставлении скидки, закупайте продукцию оптом по более низкой цене, ищите менее дорогие аналоги (только не в ущерб качеству), подумайте о собственном производстве.
2. ЗарплатаОткажитесь от «голой» ставки. Продажников можно перевести на процент или уменьшить ставку и добавить процент от продаж, остальным сотрудникам тоже можно уменьшить оклад и добавить премии, завязанные на прибыли компании. При «безокладной» оплате труда можно установить границы зарплаты, ниже которых она не может опускаться и выше которых не может подниматься.
3. АссортиментПроведите ABC-анализ ассортимента товаров (классификация товарных позиций по степени их влияния на прибыль компании) и XYZ-анализ (оценка стабильности спроса на товары). Уберите из ассортимента позиции, которые не приносят доход, продаются очень редко, дают мало прибыли и только занимают место на складе.
4. Рекламные кампанииПроанализируйте эффективность каждого рекламного канала. Отлично, если у вас есть аналитика, если нет - стоит внедрить. Откажитесь от рекламных кампаний, которые «едят» бюджет и не дают нужного результата. Вкладывайтесь на 80-90 % в проверенные инструменты и только на 10-20% в новые креативные идеи и эксперименты.
5. КлиентыПроанализируйте свою клиентскую базу с помощью того же ABC/XYZ анализа. Вы, несомненно, найдете клиентов, которые покупают редко, платят мало, а мозг «выносят» знатно. На них ваши продажники тратят много времени и энергии, которую можно пустить в более продуктивное русло. Примените правило Парето: 20 % усилий приносят 80 % результата, найдите среди своих клиентов те 20 %, которые дают вам 80 % выручки, и сосредоточьте свою работу на них.
6. Себестоимость продукцииПодумайте над тем, чтобы автоматизировать бизнес-процессы, изменить производственную технологию, закупать более дешевое сырье, естественно, не в ущерб качеству.
7. ДебиторкаЕсли это возможно, перейдите на постоплату. Выделите сотрудника, который будет отвечать за сбор долгов. Сформулируйте четкие правила по работе с дебиторами. Не отгружайте новую партию товара клиентам с просроченной дебиторской задолженностью.
8. Офисные нужды и коммуналкаПроведите анализ всех офисных расходов, начиная от кулеров с водой, кофе и бумаги для принтера и заканчивая оплатой интернета. Разберитесь, все ли затраты обоснованы, не затесался ли в вашем коллективе кофеиновый наркоман или прилежный студент, который печатает на офисном принтере курсовые работы пачками.
Попробуйте договорится о скидке с арендатором, снимите офис поменьше или не в таком престижном районе, если клиенты посещают вас нечасто.
Подумайте, как уменьшить коммунальные платежи. Энергосберегающие лампы, датчики движения - на коммуналке можно и нужно экономить не только дома, но и в офисе.
9. АутсорсингОцените загруженность сотрудников, разберитесь, возможно, вам выгоднее будет работать с фрилансерами, например, по вопросам рекламы, юридическим, бухгалтерским услугам, чем держать у себя в штате специалистов на зарплате.
10. НалогиПодумайте об оптимизации налогов. Поговорите на эту тему со своим бухгалтером или наймите специалиста со стороны.
И, в конце-концов, можете предложить вашим сотрудникам премию за работающую идею экономии средств компании. Чего только вам думать? Мозговой штурм еще никому не повредил.
Чего нельзя делать при оптимизации расходов компании• Зарплата сотрудников. Экономить на команде нужно очень аккуратно и взвешенно. Если вы «с шашкой наголо» начнете резать зарплаты, соцпакеты, затраты на обучение и т.д., в кратковременной перспективе вы, конечно же, сэкономите, но в долгосрочной - поимеете серьезные проблемы. Сотрудники начнут терять мотивацию, их лояльность к компании упадет, качество работы снизится, текучка кадров увеличится. Самое обидное будет, когда от вас уйдут наиболее квалифицированные сотрудники, потому что такие люди всегда востребованы на рынке и всегда имеют выбор.
• Маркетинг. Бездумное уменьшение затрат на маркетинг может серьезно отразиться на количестве ваших клиентов, значительно снизить их поток, в результате чего, вам придется еще больше урезать бюджет компании. Так и до разорения недалеко. Самый грамотный способ сэкономить на маркетинге, это больше сосредоточиться на поддержке и развитии отношений с уже существующими клиентами, чем на привлечении новых, потому что удержать клиента всегда дешевле, чем привлечь.
Автоматизация бизнес-процессов и внедрение управленческого учетаБольшинство задач, связанных с оптимизацией расходов компании, можно решить благодаря автоматизации бизнес-процессов.
Хорошая CRM позволит снизить затраты, связанные с совершением сделок, уменьшить влияние человеческого фактора, организовать работу сотрудников и лучше их контролировать.
А очень хорошая CRM еще и поможет вам считать свои деньги и снижать расходы максимально грамотно. В
Brizo CRM вы сможете:
• видеть прибыль и рентабельность по каждой сделке, соответственно сможете сфокусироваться на наиболее прибыльных проектах и избавиться от убыточных;
• оценивать эффективность сотрудников по автоматическим отчетам «сделки по менеджерам», «финансы по менеджерам», вам будет понятно, кто зарабатывает прибыль компании, а на ком можно сэкономить;
• планировать расходы и доходы в платежном календаре и не попадать в кассовые разрывы, потому что в Brizo они прогнозируются в автоматическом режиме;
• анализировать денежные потоки и финансовую эффективность компании в автоматических отчетах P&L и Cashflow.
Brizo CRM, кроме систематизации продаж и автоматизации коммуникаций с клиентами, здорово помогает эффективной работе с финансами и грамотной экономии денег бизнеса. Можно получить консультацию и потестить бесплатно 14 дней.