Масштабирование бизнеса: есть ли смысл расширяться и как это сделать правильно

Рост компании - закономерность для развития любого бизнеса. Но масштабирование нужно тщательно продумывать. Потому что цена ошибки может оказаться слишком высокой, и предполагаемый рост, о котором так мечталось, обернется полным крахом.


Кто не хочет зарабатывать больше? Риторический вопрос. Открыть второй магазин или представительство, выйти на новые рынки, нанять больше сотрудников, продать в 100 раз больше. Но, как расширяться, чтобы все точно получилось? И стоит ли расширяться вообще? Рассказываем.


Масштабируемся: что нужно сделать обязательно

Если вы подумываете о расширении, в обязательном порядке нужно:

Помнить о том, что вырастет не только выручка, но и связанные с ней расходы. Рассчитайте, как вырастут ваши затраты, если вы будете продавать больше товаров или оказывать больше услуг.

Просчитать финансовый результат от приема на работу нового персонала. То есть, сколько выручки принесут новые сотрудники и во сколько они вам обойдутся. Так, вы будете понимать, какие результаты они должны показывать, чтобы вы могли зарабатывать, а не терпеть убытки.

Рассчитать точку безубыточности. То есть, сколько вы должны заработать, чтобы не быть в минусе.

Еще несколько полезных советов

Перед тем, как масштабироваться:

Приведите в порядок все внутренние бизнес-процессы компании. И, в первую очередь, максимально упростите все процессы, которые могут вызывать сложности у ваших сотрудников и клиентов (от принятия решений до процесса приобретения у вас товаров или услуг). Любые барьеры, сложности, трудности всегда плохо сказываются на росте компании и тормозят бизнес.

Делегируйте полномочия сотрудникам. Идеальный вариант, если вся работа в компании будет построена таким образом, что вам вообще не придется в нее вмешиваться. И вашими задачами останутся только контроль, определение стратегии, повышение эффективности работы. В первую очередь, стоит делегировать подчиненным рутинную работу и трудоемкие задачи, не влияющие на рост и развитие бизнеса (закупки, ввод информации, подготовка статистических данных и пр.).

Сосредоточьтесь на самом главном. Вы должны сделать так, чтобы ваша компания работала 24/7. Клиент не должен ждать рабочих часов или следующего рабочего дня. Поэтому автоматизируйте все, что только возможно. В этом вам сильно поможет Brizo CRM. Когда вы распыляетесь на множество проектов или задач, расширяться очень сложно. Поэтому нужно фокусироваться на самом главном и отбросить все лишнее и второстепенное.


Расширяемся: чего делать нельзя

При масштабировании некоторые действия могут плохо закончиться. Это:

Спешка. Очень часто бывает так: насмотрелся на более сильного конкурента и захотел точно так же уже и сейчас. Но, такие импульсивные решения приводят только к убыткам, потому что с ростом выручки вырастут и расходы.

Излишнее расширение штата. Больше сотрудников - больше заработка, это не всегда так. Часто прибыль не окупает затраты. Также важно понимать, что чем крупнее компания, тем больше в ней должностей. К примеру, если у вас был один продавец, то при масштабировании просто нанять еще троих, это не вариант. Потребуется новая должность - руководитель отдела продаж.

Погоня за выручкой. Если думать только о выручке, можно запросто упустить рост затрат, которые в конечном результате «съедят» всю дополнительную прибыль. Кроме того, нужно помнить, что на определенном этапе роста продаж снижается средний чек.


Кому масштабироваться не стоит

Какие же есть «звоночки» финансового и нефинансового характера, которые говорят о том, что расширяться рановато?

  • Владелец бизнеса просто хочет стать круче. Нередко собственники руководствуются внешней мотивацией и хотят масштабироваться, потому что им кажется, что все расширяются, или знакомый бизнесмен уже это сделал и советует поступить также. То есть, мотивацией становится что-то извне: чужие победы, советы приятелей и т.д. В таких случаях, как правило, предприниматель загорается, начинает что-то делать, но быстро затухает. А результат: потраченное время, деньги, приход понимания, что не все так просто и быстрых результатов можно не ждать и, как следствие, да ну его все в… Мораль: без сильной внутренней мотивации трудности многократного роста преодолеть невозможно.

  • Нужно посмотреть внутрь себя. Перед тем, как бежать расширяться, как приятель или одноклассник, сначала нужно понять: точно ли мне это нужно, если нужно, то зачем, готов ли я к трудностям масштабирования и т.д.

  • Когда сотрудники работают только ради своей зарплаты. Если у вас такая ситуация, шансы на успех масштабирования резко снижаются. Для успешного роста в компании должна быть общая миссия и цели, здоровая корпоративная культура и привычка расти и развиваться.

  • Если компания систематически сталкивается с кассовыми разрывами. Если вам вечно не хватает денег, то о масштабировании можно забыть. Возможно вы думаете, что как раз таки открытие новой точки или филиала спасут ситуацию, но если не спасут, вы разоритесь. Поэтому сначала нужно избавиться от кассовых разрывов.

  • Рынку больше не надо. Перед тем, как расширяться, изучите спрос, а готов ли рынок «есть» больше? Вообще столько продукта или услуги нужно? Кто это будет покупать или заказывать?

  • Компания не хочет расширять штат. Если вы хотите производить больше, продавать больше, оказывать услуг больше, но при этом считаете, что штат расширять не нужно, не масштабируйтесь до смены этой вашей позиции. А когда будете готовы нанять новых сотрудников, хорошо продумайте и просчитайте, кто именно вам нужен. Потому что бездумное раздутие штата тоже ни к чему хорошему не приведет.

  • Если вы не умеете планировать. То есть, привыкли «тыкать пальцем в небо», а не пользоваться аналитическими инструментами, показателями и отчетами.

  • В вашей компании отсутствует финансовая подушка безопасности. Нельзя масштабироваться на последние деньги. Табу. Тут и добавить нечего.

Вот вроде бы и все.

А нет, не все) В вопросах планирования, одержания победы над кассовыми разрывами и других важных для масштабирования вещах, вам очень поможет Brizo CRM.

Функционал классической CRM +:
воронка, которая строится не только по бюджету, но и по прибыли;
поступления/выплаты, прибыль и рентабельность прямо в карточке сделки;
платежный календарь;
автоматический прогноз кассовых разрывов;
отчеты P&L и Cashflow и много других полезных фишек.

Попробуйте, 14 дней бесплатного полного доступа к CRM с финансово-управленческим учетом.
Оцените контроль над финансами и продажами с Brizo CRM
Анализируйте прибыль, а не только выручку
Бесплатный полный доступ на 7 дней