Как думаете, зарубежный рынок CRM-систем сильно отличается от СНГ? Есть ли сложности с автоматизацией бизнеса в России?Зарубежный рынок CRM, конечно, более зрелый, но и менее динамичный. Российские разработчики сегодня не просто догоняют мировые сервисы, но и опережают их. Это связано и с требовательностью пользователей рунета. В этом, на мой взгляд, кроется секрет мирового успеха технологических стартапов из СНГ.
Естественно, различия кроются и в культуре. В разных уголках мира бизнес ведут с оглядкой на свои традиции, и далеко не всегда удачные CRM-решения приживаются за пределами своей родины.
Год за годом российский рынок CRM-систем стремительно насыщается, и это отлично. Предприниматели могут выбирать не из пары универсальных решений, а из десятков. Бизнес может найти оптимальную программу и по функционалу, и по интерфейсу, и по цене.
Если завтра к вам придёт Макдо́налдс, Тинькофф или Aviasales, они смогут внедрить CRM-систему в свою экосистему? Или вы нацелены на малый бизнес?Да, они смогут внедрить Brizo, но надо отдавать себе отчет, что задачи крупного и малого бизнеса отличаются. А мы сейчас сфокусированы именно на проблемах малого предпринимательства.
Всё по стратегии голубого океана: мы не конкурируем с другими CRM-решениями, скорее, помогаем друг другу. Чем больше предприниматели узнают об удобных бизнес-инструментах, тем лучше для всех нас.
А еще малый бизнес — это драйвовый рынок: к нам приходят люди, которые рискуют собственными вложениями, у них горят глаза. Приятно, когда именно благодаря твоему продукту бизнес клиента начал расти еще динамичнее.
Есть ли у вас советы для бизнеса, который хочет поскорее всё автоматизировать и заняться действительно важными делами?Во-первых, надо просто брать и делать. Например, не стоит бесконечно перебирать CRM в поисках идеала, стопроцентного попадания никогда не будет. Полезнее немного подстроить бизнес-процессы под CRM, чем годами искать решение, созданное ровно под вас. Во-вторых, забудьте про написание собственной системы. Поверьте моему опыту, это вопрос не пары месяцев, а нескольких лет.
После выбора CRM совет простой: не считать ее волшебной таблеткой, которая сама собой закроет все вопросы. Есть один лайфхак, как избежать саботажа системы и не вести дела параллельно несколькими способами. Нужно замкнуть абсолютно все процессы на CRM. Если чего-то нет в программе, это не существует. Результат не внесен — значит работа не выполнена.
Со временем работа с системой становится хорошей привычкой, и все участники поймут ценность CRM для себя: собственник получит прозрачность процессов, сотрудники — удобный инструмент для ежедневной работы и осязаемый критерий оценки результата. В зависимости от внимания к процессу этот переходный период может занять и несколько недель, и несколько месяцев. Благо, импорт данных в Brizo позволяет не терять время на технические моменты перехода.